КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ГОРОДСКИХ
УЛИЦАХ»
К теме безопасности детей на городских улицах
приходится возвращаться постоянно. Дорожно-транспортными происшествиями с
наиболее тяжкими социальными последствиями были и остаются те, участниками, а
порой и жертвами которых оказываются дети.
Увы, год от года таких ДТП меньше не
становится. Появление малолетнего ребенка без сопровождения взрослого на дороге
противоестественно, а его действия непредсказуемы, нелогичны и беспомощны. Не
которая осознанность в поведении ребенка вообще и на дороге в частности
появляется к 10-12 годам. Это, если можно так выразиться, - "средний
случай". Встречаются, конечно, и очень дисциплинированные дошколята, как
впрочем, - и великовозрастные "ротозеи". Поэтому первый совет родителям - путем
несложных экспериментов и наблюдений попробуйте оценить, к какой категории
пешеходов относится ваш наследник, готов ли он самостоятельно ориентироваться в
дорожной обстановке, может ли принимать верные решения. Если нет, выходя на улицу, вам пора
брать его не только за руку, но и заниматься воспитанием. Объясняйте,
рассказывайте, убеждайте, воспитывайте личным примером. Не надейтесь на
работников образования и инспекторов ГАИ, активно включайтесь в профилактику
сами. Но не забывайте при этом, что вы теперь выступаете перед ребенком в роли
непререкаемого авторитета, действующего во всех дорожных ситуациях правильно,
взвешенно, максимально безопасно.
ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ
В
наше время машина есть практически в
каждой семье. А значит, с необходимостью перевозить в машине ребенка
сталкивается огромное количество народа. И если еще не так давно перевозка детей
не вызывала никаких вопросов, то сейчас, к счастью, к данной проблеме стали
подходить с гораздо большей ответственностью. И во многом из-за введения новых
требований ГИБДД и немалых штрафов за нарушение правил перевозки детей.
Причем речь идет в основном о такой
проблеме, как перевозка детей до 12 лет в автомобиле. С детьми более
старшего возраста никаких трудностей не возникает, так как их можно перевозить
также, как и взрослых пассажиров. А вот с малышами придется повозиться. И
начнем мы рассказ именно с детских автомобильных кресел.
Детское
автомобильное кресло
Больше всего обсуждений и возмущений родителей – водителей вызывает
требование ГИБДД использовать для перевозки детей, не достигших 12 лет,
специальные удерживающие устройства – автомобильные кресла. Зачастую водители
всеми правдами и неправдами пытаются избежать покупки детского автокресла.
Причем практически всегда можно услышать одну и ту же отговорку: «заплатить
штраф куда дешевле, чем покупать автомобильное кресло».
Отчасти это действительно так. Однако почему-то эти родители не принимают во
внимание тот факт, что дело не в деньгах, а в первую очередь в безопасности
ребенка. Опять же, можно предвидеть огромное количество возражений, и самое
часто встречающееся – ребенка держит на руках взрослый человек.
Однако для того, чтобы это опровергнуть, можно провести несложный
математический подсчет: если ребенок весит 10 килограмм, а машина движется со скоростью 50 км/час, при ударе или резком
торможении вес ребенка увеличивается примерно в 15 раз. И уж поверьте – 75
килограмм ни один взрослый не удержит. Кроме того, очень велик риск того, что
взрослый человек может придавить ребенка своим весом, также резко увеличившимся
в разы.
И что может произойти в результате подобной экстренной ситуации, можно
только догадываться. В лучшем случае ребенок может получить серьезные травмы, а
в худшем даже погибнуть. В том же случае, если ребенок будет находиться в
детском автомобильном кресле, риск его травмирования будет в десятки раз ниже.
Ребенок грудного возраста
Для самых маленьких детишек, к
сожалению, родители приобретают автокресла крайне редко, предпочитая держать
крох на руках. Чем чревата подобная перевозка, уже говорилось выше, поэтому и
самых маленьких крох также необходимо возить только в специальных креслах –
люльках. Это автокресло пристегивается ремнями безопасности, благодаря чему
ребенок очень прочно фиксируется в нем.
В том же случае, если по каким –
либо причинам вы вынуждены сесть в машину без детского автомобильного кресла,
выберите наиболее безопасное положение – перевозка грудных детей в автомобиле всегда требует особого внимания. Сядьте на заднее сидение,
расположенное за спиной водителя, боком, спиной к пассажирской двери. Ребенка
держите к себе спиной – это в значительной степени снизит риск травмирования
ребенка в аварийных ситуациях.
Однако все же старайтесь
перевозить ребенка в автолюльке. Ребенок в ней находится в положении лежа, а
мягкий широкий ремень, проходящий через животик, надежно фиксирует кроху в
люльке. Ребенок находится в удобном положении, которое не навредит его позвоночнику,
да и ребенок не утомится во время дороги.
Подобные автолюльки рекомендуется
крепить перпендикулярно движению машины или, проще говоря, вдоль заднего
сидения.
Однако в последнее время
производители детских автомобильных кресел выпускают гораздо больше автокресел
для самых маленьких, чем люлек. Эти кресла относятся к группе 0+ и рассчитаны
на вес от 3 до 13 килограмм – примерно до годовалого возраста.
В подобном кресле малыш
располагается в полусидячем положении, которое при необходимости можно легко
перевести в лежачее. Ребенок фиксируется в кресле либо трехточечными, либо, что
гораздо чаще, пятиточечным ремнем безопасности. Подобное кресло прослужит вам и
вашему малышу примерно год, пока ребенок не вырастет из него.
Практически все подобные кресла
имеют анатомическую форму и специальный удобный подголовник. Кроме того, очень
удобно, когда автокресло для самых маленьких снабжено специальной ручкой для
переноски, на которую также можно вешать игрушки, чтобы ребенок не скучал в дороге.
Благодаря тому, что эти
автокресла имеют полукруглое основание, дома их можно использовать как шезлонг
или даже кресло – качалку, которые порадуют малыша. Также существует
возможность опустить ручку вниз и зафиксировать в этом положении – вы получите
своеобразный низкий стульчик для кормления. Согласитесь – не такой уж и плохой
вариант. А более дорогие модели автокресел для самых маленьких могут быть
снабжены рамой с шасси и легко трансформируются в детскую коляску.
Подобные кресла можно устанавливать
как на переднем сидении, рядом с водителем, либор на заднем пассажирском.
Кстати говоря, это кресло становится просто незаменимым в том случае, если мама
ребенка за рулем, а больше взрослых в машине нет. Однако независимо от того, на
каком сидении автомобиля – на переднем или на заднем – установлено это
автокресло, крепить его можно только против хода движения автомобиля, то есть
спиной к лобовому стеклу. Это требования объясняется тем, что у детей в
возрасте до года крайне слабые позвонки шейного отдела.
ВЫ, РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
К стоящему на остановке автобусу бегут
люди. Бегут по тротуару, по краю проезжей части, с другой стороны - поперек
проезжей части. Поддавшись всеобщему ажиотажу, переходит на бег и ваш ребенок.
Он не видит ничего, кроме стоящего вагона, в который ему нужно успеть. Даже
если при этом вы бежите с ним рядом и держите его за руку - вы трижды неправы.
Вместе вы можете попасть под колеса - это раз. Вы можете, поскользнувшись
упасть и уронить ребенка - это два. И самое главное - вы создаете ребенку
"страшную" стрессовую ситуацию: не успеем, потеряюсь, мама (папа)
уедут, а я останусь один на остановке.
Не рискуйте, не нервируйте ребенка, не
подавайте ему дурной пример неуместной суетливости. Никогда не бегите с
ребенком к стоящему общественному транспорту. В спешке вы можете потерять
контроль и над собой, а главное над ребенком. Автобуса давно не было. На
остановке скопилась толпа. Вы, крепко держа ребенка за руку, стоите в первых
рядах. Наконец долгожданный вагон подползает к остановке. Начинается давка. Вас
могут вмять в еще закрытые двери, не остановившейся машины. Могут и под колеса
затолкать, и по "борту размазать", и в салон внести, не "считая
ступенек". Даже физически и психически крепкому взрослому человеку, как
минимум, стресс обеспечен, а каково ребенку?! Если это возможно, избегайте
поездок с ребенком на общественном транспорте в часы пик. Если же вы с ребенком
вынуждены часто бывать в подобной ситуации, помните, ваше место не в первых
рядах штурмующих автобус, а среди тех, кто спокойно ожидает своей очереди. В
конце концов, этот автобус не последний, а физическое и психическое здоровье
ребенка дороже любого ожидания. Основная идея вышесказанного выходит за рамки
этих шести конкретных случаев. Но если вы сопровождаете своего ребенка по
городским улицам пешком или на автомобиле, поступайте так, чтобы ваши действия
наглядно демонстрировали ребенку и вашу заботу о его безопасности, и прав
ильные приемы самостоятельного поведения в самых различных ситуациях.
Подготовила:
Дремина А.В.,
воспитатель
МБДОУ №168 г. Тула
БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Установлено, что 80 % происшествий с
детьми произошли в радиусе одного километра от их дома. То есть в тех местах,
где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места
пешеходных переходов, установки светофоров, заведомо опасные участки. И хотя в
дошкольных образовательных учреждениях воспитатели проводят образовательную
деятельность с детьми по правилам дорожного
движения, привлекая сотрудников ГАИ, на радио и телевидении выходят специальные
тематические передачи, в различных издательствах готовятся брошюры, плакаты,
листовки, пропагандирующие правила дорожного движения, однако ситуация к
лучшему не изменяется. Более того, из года в год детский травматизм растёт,
дети гибнут и получают увечья по-прежнему большей частью в непосредственной
близости от дома.
Большинство родителей, обеспокоенных за
своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к
наказаниям. Такой метод не даёт эффекта, ведь ребёнок 3-5 лет (а часто и старше) не может осознать
опасности. Он не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может
принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны
приятные впечатления. Ничто так не влечёт малыша, как автомобиль будь то
игрушечный или настоящий.
Ребёнка можно научить выполнять все
требования безопасности, не прибегая к запугиванию. Ребёнку необходимо внушить,
что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не
для игр. Можно научить детей ещё до того, как они пойдут в школу, умению
ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно
определять место, где можно переходить дорогу, а перед переходом быть
достаточно терпеливым и всегда оглядеться по сторонам, прежде чем сойти с
тротуара. Терпение и настойчивость являются эффективными средствами,
обеспечивающими успех дела. Терпение и настойчивость - то, чего нам так не
хватает в повседневной жизни. Терпение и настойчивость, которыми нам необходимо
запастись хотя бы ради спасения жизни и здоровья собственных детей. Скорость
движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны
быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение
безопасности движения становиться всё более важной государственной задачей.
Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная
подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за
воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым
придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Причиной дорожно-транспортных
происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание
элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к
поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно
младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге.
Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим
поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до
приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности,
считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность
предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной
обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся
машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным
выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.
Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и
обучения ребёнка. Важно знать что могут сами дети:
начиная с 3-4 лет:
- ребёнок может отличить движущуюся
машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он
уверен, что машина может остановиться мгновенно;
начиная с 6 лет:
- ребёнок всё ещё имеет довольно
ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что
видят взрослые;
- большинство детей не сумеют
определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;
- они ещё не умеют правильно
распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч катящийся
по проезжей части, может занять всё их внимание;
лишь начиная с 7 лет:
- дети могут более уверенно отличить
правую сторону дороги от левой.
начиная с 8 лет:
- дети уже могут реагировать
мгновенно, то есть тут же останавливаться на оклик;
- они уже наполовину опытные
пешеходы;
- они развивают основные навыки езды
на велосипеде. Теперь они постепенно учатся объезжать препятствия, делать
крутые повороты;
- они могут определить, откуда
доносится шум;
- они учатся понимать связь между
величиной предмета, его удалённостью и временем. Они усваивают, что автомобиль
кажется тем больше, чем ближе он находится;
- они могут отказываться от начатого
действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;
- но они по прежнему не могут
распознавать чреватые опасностью ситуации.
Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил
дорожного движения.
- Не спешите, переходите дорогу
размеренным шагом.
- Выходя на проезжую часть дороги,
прекратите разговаривать - ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги
нужно сосредоточиться.
- Не переходите дорогу на красный или
жёлтый сигнал светофора.
- Переходите дорогу только в местах,
обозначенных дорожным знаком "Пешеходный переход".
- Из автобуса, троллейбуса, трамвая,
такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на
проезжую часть дороги.
- Привлекайте ребёнка к участию в
ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые
готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
- Не выходите с ребёнком из-за
машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и
нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
- Не разрешайте детям играть вблизи
дорог и на проезжей части улицы.
Соблюдать правила необходимо и в автомобиле
Здесь перед вами открывается обширное
поле деятельности, так как примерно каждый третий ребёнок, ставший жертвой
дорожно-транспортного происшествия, находился в качестве пассажира в
автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила:
- Пристёгиваться ремнями необходимо
абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие
расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко
войдёт у ребёнка в постоянную привычку.
- Если это возможно, дети должны
занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего
сиденья, так как с него можно безопасно выйти прямо на тротуар.
- Как водитель или пассажир вы тоже
постоянно являете пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к
другим участникам движения, не обрушивайте на них поток проклятий. Вместо этого
объясните конкретно, в чём их ошибка. Используйте различные ситуации для
объяснения правил дорожного движения, спокойно признавайте и свои собственные
ошибки.
- Во время длительных поездок почаще
останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться
освободиться от ремней или измотают вам все нервы.
- Прибегайте к альтернативным
способам передвижения: автобус, железная дорога, велосипед или ходьба пешком.
Подготовила: Дремина А.В.,
воспитатель
МБДОУ №168 г. Тула
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со
стороны проезжей части;
2. Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы,
остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде
транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство
останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
3. При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у
подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл,
мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья,
закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесьнет ли за
препятствием опасности.
4. При ожидании общественного
транспорта:
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их
отсутствии на тротуаре или обочине.
5. При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по
отмеченной линиизебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и
рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это
делается для лучшего наблюдения за авто-, мототранспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели
друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку,
что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не
посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка,
со двора дома;
6. При посадке и высадке из
общественного транспорта:
- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок
постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после
полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под
колеса;
- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его
отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно
попасть под колеса транспортного средства;
-научите ребенка быть внимательным в зоне остановкеособо опасном месте
для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.
7. При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не
разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано
детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем
сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через
спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
Памятка для родителей: Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге.
Что должны знать родители о своем
ребенке?
В 3-4 года ребенок может
отличить движущуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается
мгновенно.
В 6 лет- боковым зрением он
видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется
быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять
внимание и отделять существенное от незначительного.
В 7 лет- более уверенно
отличать правую сторону дорогу от левой.
В 8 лет- может мгновенно
отреагировать на отклик и т.д.; имеет опыт пешеходного передвижения на дороге;
активно осваивает основные навыки езды на велосипеде; умеет определять источник
шума; устанавливать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем
(чем ближе автомобиль, тем он больше).
Подготовила: Дремина А.В.,
воспитатель МБДОУ №168 г. Тула
Спасибо за полезные советы.
ОтветитьУдалить