Аннотация на
рабочую программу «Зебра»
Данная программа разработана в силу особой
актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах
города.
Рост количества машин на улицах городов и
посёлков нашей страны, увеличение скорости движения являются одной из
причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушными
сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Проблемы роста
дорожно-транспортного травматизма с участием детей в стране направило педагогов
нашего детского сада на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного
вопроса.
Настоящая программа описывает курс по ознакомлению
детей дошкольного возраста 3—7лет (вторая младшая, средняя, старшая и
подготовительная группы) с правилами дорожного движения. Рабочая программа
"Зебра" разработана в соответствии с Федеральными государственными
требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования (утверждены приказом
Минобрнауки от 23.11.2009 г. № 655).
Программу можно рассматривать как дополнение к
Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От
рождения до школы» под ред.Н.Е. Веракса,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,2010г.
Рабочая программа «Зебра» реализуется по двум направлениям:
Рабочая программа «Зебра» реализуется по двум направлениям:
- образовательная деятельность с воспитанниками;
- взаимодействие с родителями.
Программа содержит тематический план,
примеры организации непосредственно организованной образовательной деятельности,
методические рекомендации. Она поможет педагогам научить дошкольников
элементарным навыкам поведения на улице, осознанным поступкам в той или иной
обстановке.
Рецензент:
Преподаватель ПДД
Всероссийского Е.А. Аристова
общества автомобилистов ЧУДПО
Тульская областная автошкола
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Правила дорожного движения едины для детей и
взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на
детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а
при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения
правил, при этом, не исказив их содержания.
Только нашими совместными усилиями, используя
знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей
навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас
данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа,
направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах
путем совершенствования системы мероприятий должна приносить ощутимые
результаты. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и
родителями. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения,
максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск
педагогов, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их
оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к
осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Система деятельности детского сада по овладению детьми базовыми правилами
поведения на дороге, представлена в рабочей программе «Зебра», отражающей
творческие подходы к решению данной проблемы, и представляет собой
целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного
учреждения на учебный год.
Настоящая программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного
возраста 3 —7лет (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы) с
правилами дорожного движения. Она разработана в соответствии с Федеральными
государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования (утверждены приказом Минобрнауки от 23.11.2009 г. № 655), а так же
в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологических требования
к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
и
изменениями № 1.
Цель
программы - совершенствовать формы и методы работы по пропаганде
безопасного образа жизни в сфере дорожного движения в ДОУ среди детей,
педагогов, родительской общественности.
Задачи:
- обобщение и расширение знаний детей о
правилах дорожного движения;
- с помощью разнообразных методов и
приемов оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по
изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
- формирование сознательного отношения к
соблюдению правил дорожного движения.
- укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
- выработка системы образовательной
деятельности дошкольников;
- активизация пропагандистской деятельности
среди родительской общественности по
правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
Ожидаемые результаты:
Образовательный:
- Овладение
базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ
готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование
у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие
творческих способностей;
- Формирование
устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- Формирование
культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие
устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный
- Формирование
сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие
отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Мониторинг уровня овладения необходимыми
навыками и умениями по безопасности на дороге проводится 2 раза в год:
промежуточный —
в октябре, итоговый в апреле, мае в индивидуальной и подгрупповой форме.
Рабочая программа «Зебра» реализуется по
двум направлениям:
- образовательная деятельность с воспитанниками
- взаимодействие с родителями деятельность детей – педагогов – родителей.
- образовательная деятельность с воспитанниками
- взаимодействие с родителями деятельность детей – педагогов – родителей.
Реализация образовательной деятельности предполагает выполнение
алгоритма:
Непосредственно организованная образовательная деятельность (НООД) реализуется
интегрировано по образовательным областям «Познание», «Коммуникация», «Художественное
творчество» - 1 раз в месяц.
Организованная деятельность,
осуществляемая в ходе режимных моментов.
Самостоятельная деятельность.
Продолжительность
НООД:
15
мин – вторая младшая группа; 20 мин — средняя группа, 25 мин — старшая группа,
30 мин — подготовительная группа. Общее количество учебных недель — 36.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
I год
обучения (вторая младшая группа)
№
|
Темы
|
Кол-во
часов
|
|
Теоретических
|
Практических
|
||
1
|
«Профессия
водитель»
|
1
|
|
2
|
«Грузовой
транспорт»
|
1
|
|
3
|
«Автомобиль»
|
1
|
|
4
|
«Пассажирский
транспорт»
|
1
|
1
|
5
|
«Мишутка
в городе»
|
1
|
|
6
|
«Не
попади в беду на дороге»
|
1
|
1
|
7
|
«Происшествие
в лесу»
|
1
|
|
Итого 9 часов
|
II год
обучения (средняя группа)
№
|
Темы
|
Кол-во
часов
|
|
Теоретических
|
Практических
|
||
1
|
«Мы
пассажиры»
|
1
|
1
|
2
|
«Улица»
|
1
|
|
3
|
«Наш
помощник – пешеходный переход»
|
1
|
|
4
|
«Здравствуй
Светофория»
|
1
|
|
5
|
«Дорожные
знаки»
|
1
|
1
|
6
|
«Машины
на нашей улице»
|
1
|
|
7
|
Сказка-игра
«Азбука пешехода»
|
1
|
|
Итого 9 часов
|
III год обучения
(старшая группа)
№
|
Темы
|
Кол-во
часов
|
|
Теоретических
|
Практических
|
||
1
|
«Мы
знакомимся с улицей»
|
1
|
|
2
|
«В
городском транспорте»
|
1
|
1
|
3
|
«Дорожные
знаки»
|
1
|
|
4
|
«Зачем
нужны дорожные знаки»
|
1
|
|
5
|
«Знай
и выполняй правила дорожного движения»
|
1
|
|
6
|
«Нам
на улице не страшно»
|
1
|
|
8
|
Разработка
безопасного маршрута
«Дом - детский сад»
|
1
|
1
|
Итого 9 часов
|
IV год
обучения (подготовительная группа)
№
|
Темы
|
Кол-во
часов
|
|
Теоретических
|
Практических
|
||
1
|
«Улица
города»
|
1
|
1
|
2
|
«В
городском транспорте»
|
1
|
|
3
|
«Зачем
нужны дорожные знаки»
|
2
|
1
|
4
|
«Знай
и выполняй правила дорожного движения»
|
1
|
|
5
|
«Улица
не место для игр»
|
1
|
|
6
|
«Мой
путь в школу»
|
1
|
|
Итого 9 часов
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I год
обучения (вторая младшая группа)
№
|
Темы
|
Педагогические
задачи
|
Содержание
|
1
|
«Профессия водитель»
|
Знакомство
с профессией – Шофер. Активизация в речи детей слов: кабина, кузов, легковая,
грузовая.
Познакомить
детей с видами машин. Воспитывать интерес к профессии шофера.
|
Фонограмма
с шумом улицы и сигналами машин. Подвести к названию профессии - шофер.
Чтение стихотворения Б. Заходера «Шофер». Рассматривание картины с
изображением шофера. п/и «Машины». Рассматривание машин: грузовой и легковой.
Итоговые вопросы по содержанию образовательной деятельности: Кто приезжал к нам в гости на машине? А где в машине сидит шофер? Каким должен быть шофер? Что есть у легковой
машины? А из каких частей состоит
грузовая машина? Где сидят люди в машине?
|
2
|
«Грузовой транспорт»
|
Уточнять
представление о грузовой машине, об основных ее частях; развивать речевую
активность детей; воспитывать у детей интерес к образовательной деятельности.
|
Сюрпризный
момент – получение посылки, в которой находится игрушечный грузовик. Дети
рассматривают его, называют части (кабина, кузов, колеса, окна, двери),
отвечают на вопросы воспитателя: Какие грузы можно перевозить на этой машине?
Кто управляет грузовиком?
|
3
|
Автомобиль
|
Уточнять
представление о легковой машине, об основных ее частях; закреплять знания детей
о профессии шофера; развивать речевую активность детей; воспитывать у детей
интерес к образовательной деятельности.
|
Напомнить
детям, кто управляет машиной. Сравнение грузового и легкового автомобиля. Д/и
«Назови и положи на место». Уточнение того, кто сидит за рулем машины.
|
4
|
«Пассажирс
кий транспорт»
|
Формировать
представление детей о транспорте, его классификации, составных частях.
Продолжать учить узнавать и называть светофор, его сигналы и действия
пешеходов.
Развивать
логическое мышление, внимание детей. Активизировать в речи детей слова:
грузовой, легковой, светофор, пешеходный переход, название частей машины,
проезжая часть, тротуар.
|
Вспомнить
с детьми, какой транспорт они знают. Загадывание загадок о пассажирском
транспорте с использованием использование мультимедийной установки
(презентации по ПДД «Пассажирский транспорт»). Вспомнить правила поведения в
общественном транспорте. Игра «Автобус и дети».
|
5
|
«Мишутка в городе»
|
Знакомить
детей с сигналами светофора. Активизировать словарь по теме. Развивать
память, речь, зрительное восприятие. Создать положительный эмоциональный
настрой при изучении материала. Привить потребность в соблюдении правил
поведения детей на улицах города.
|
Беседа
с детьми о том, в каком городе мы живём. Воспитатель предлагает детям
рассмотреть макет города и задаёт вопросы для уточнения знаний. Сюрпризный
момент-приход мишутки. Закрепление понятий «тротуар, светофор, пешеходный
переход». Д/и «Собери светофор». П/и «Машины и светофор».
|
6
|
«Не попади в беду на дороге»
|
Воспитывать
уважение к другим пешеходам, культуру поведения «на дороге»; развивать
интерес к машинам, правилам дорожного движения, знаниям о сигналах для машин
и людей; продолжать знакомить с
работой светофора; учить различать сигналы светофора и подчиняться им.
|
Сюрпризный
момент – приход персонажа - Светофорчик. Рассматривание иллюстраций с улицами
города. Вспомнить, для чего нужны
«зебра» и светофор. Д/и «Прогулка по городу»: выложить дома, дорогу, «зебру»,
светофор, машины. Рассматривание иллюстраций с опасными ситуациями. Напомнить
правила поведения на дороге для Буратино.
|
7
|
«Происшест
вие в лесу»
|
Уточнить
представления детей о том, что на проезжей части играть нельзя. Закрепить
знания о значении сигналов светофора. Вызвать эмоциональный отклик на сказку.
Воспитывать умение применять в повседневной жизни полученные знания.
|
Сюрпризный
момент - прибытие в страну Светофоров. Знакомство с персонажем «Зебра».
Выяснить, почему у Светофора плохое настроение. Игра «Шофер». Чтение рассказа
про Зайку-непослушайку, выяснение, почему с ним приключилась беда. Пение
песенки «Мы едем, едем, едем…»
|
II год
обучения (средняя группа)
№
|
Темы
|
Педагогические
задачи
|
Содержание
|
1
|
«Мы пассажиры»
|
Познакомить с понятием пассажир. Приучать быть
внимательными при посадке в транспорт. Знакомить с правилами поведения в
транспорте.
|
Проведение игры «Поезда в автобусе», беседы о том,
кто такие пассажир и водитель.
|
2
|
«Улица»
|
Знакомить детей с улицей, ее особенностями, с
правилами поведения на улице: быть внимательным, идти по тротуару по правой стороне,
переходить улицу по переходу.
|
Беседа с детьми, на какой улице ты живешь. Из
конструктора ЛЕГО построить макет улицы. Чтение художественной литературы.
|
3
|
«Наш помощник – пешеходный переход»
|
Знакомить детей с основными элементами дороги.
Расширять представления детей о назначении пешеходного перехода. закрепить
знание детей о понятии «островок безопасности» и его назначении.
|
Д/и «Знакомство с дорожным знаком – пешеходный
переход». чтение стихотворения «Самый лучший переход» (Я. Пишумов).
Изготовление дорожных знаков.
|
4
|
«Здравствуй Светофория»
|
Расширять знания детей о светофоре. Закреплять
знания о назначении сигналов светофора.
|
Д/и игра «Красный, желтый, зеленый». Использование
мультимедийной установки (мультфильм Смешарики – азбука безопасности)
|
5
|
«Дорожные знаки»
|
Продолжать знакомить с дорожными знаками:
«Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта».
Закреплять представления о назначении дорожных знаков.
|
Целевая прогулка по территории детского сада и
знакомство с дорожными знаками, прикрепленными на столбах. Подвижные игры на
транспортной площадке «Найди нужный знак», «Светофор».
|
6
|
«Машины на нашей улице»
|
Закреплять знания детей о специальных видах
транспорта: «Скорая помощь», пожарная машина, «Полиция», машина МЧС. Закреплять
знания детей о том, что переходить улицу только со взрослым, в строго
отведенных местах и на зеленый сигнал светофора.
|
Рассматривание иллюстраций с улицами города,
различными видами транспорта. Чтение стихотворения «Как неразлучные друзья
дорогу переходили» (А. Иванов). П/и «Машина на помощь мчится»
|
7
|
Сказка-игра «Азбука пешехода»
|
Совершенствовать представления о безопасном
поведении на улицах и дорогах. Закрепить знания о значении сигнала светофора.
Развивать внимание, быстроту реакции. Вызвать эмоциональный отклик.
|
Рассматривание иллюстраций с проблемными ситуациями.
Д/и «Дорожное лето». Чтение стихотворения «Волшебный мяч» (Т.А. Шорыгина).
|
III год
обучения (старшая группа)
№
|
Темы
|
Педагогические
задачи
|
Содержание
|
1
|
«Мы знакомимся с улицей»
|
Знакомить
детей с улицей, ее особенностями; закрепить правила поведения на улице: быть
внимательным, идти по тротуару по правой стороне, переходить улицу по
переходу.
|
Работа
с картиной «Улица города»; выполнение заданий в рабочей тетради
|
2
|
«В городском транспорте»
|
Закрепить
знания детей о городском транспорте, о правилах дорожного движения;
воспитывать культуру поведения в транспорте
|
Работа
с игрушками (виды транспорта), светофор и дорожными знаками; выполнение
заданий на картинках.
|
3
|
«Дорожные знаки»
|
Продолжать
знакомить детей с дорожными знаками: дети, опасный поворот, двухстороннее
движение, остановка автобуса.
|
Работа
с дорожными знаками, изготовление из картона; загадки.
|
4
|
«Зачем нужны дорожные знаки»
|
Уточнить
знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные
знаки - переход; познакомить с новыми знаками: «зебра», внимание, осторожно -
дети.
|
Работа
с дорожными знаками и выполнение заданий
в рабочей тетради.
|
5
|
«Знай и выполняй правила дорожного движения»
|
Закрепить
с детьми знаний правил уличного движения; знать, что люди ходят по тротуарам,
переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора.
|
Работа с иллюстрациями улиц города; выполнение
заданий в рабочей тетради;
использование мультимедийной установки (мультфильм «Смешарики – светофор»)
|
6
|
«Нам на улице не страшно»
|
Закрепить
с детьми знания об обстановке на улице, об основных правилах поведения на
улице.
|
Коллективная
работа по образовательной области «Художественное творчество» - «На улицах города»; использование мультимедийной
установки (мультфильм «Смешарики – азбука пешехода»)
|
7
|
Разработка безопасного маршрута «Дом – детский сад»
|
Знакомить
с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети;
учить детей свободно ориентироваться в своем комплексе.
|
Д/и
«Улица, на которой расположен наш детский сад»; составление рассказов из
личного опыта «Как пройти от дома до детского сада»
|
IV год
обучения (подготовительная группа)
№
|
Темы
|
Педагогические
задачи
|
Содержание
|
1
|
«Улица города»
|
Закреплять
знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах. Расширять
знания детей о светофорах.
|
Игры
в уголках по правилам дорожного движения. Чтение художественного произведения
«Самый лучший переход» (Я.
Пишумов). П/и «Страна светофория»
|
2
|
«В городском транспорте»
|
Закреплять
знание детей о правилах поведения в общественном транспорте. Вызывать
эмоциональный отклик.
|
Использование
мультимедийной установки
(презентация
«Правила безопасности дорожного движения»)
|
3
|
«Зачем нужны дорожные знаки»
|
Продолжать
знакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка
общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской
помощи»
|
Настольно-печатные
игры с изображениями дорожных знаков. Изготовление совместно с воспитателем
дородных знаков. Постройка макета города, с использованием различных видов
транспорта и дорожных знаков». Игры в уголках по правилам дорожного движения.
Рассматривание иллюстраций с проблемными ситуациями, затем беседа «Зачем
нужны дорожные знаки»
|
4
|
«Знай и выполняй правила дорожного движения»
|
Закреплять
знание детей о правилах дорожного движения и поведения на улице. Расширять
знания о светофоре, который регулирует движение на дороге.
|
Использование
мультимедийной установки
(презентация
«Как мы знаем правила дорожного движения»)
|
5
|
«Улица не место для игр»
|
Закреплять
знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах. Создать
положительный эмоциональный настрой при изучении материала. Привить
потребность в соблюдении правил поведения детей на улицах города.
|
Чтение
стихотворения «Законы улиц и дорог» (И. Серяков). Путешествие по транспортной
площадке детского сада. П/и «Путешествие по городу».
|
6
|
«Мой путь в школу»
|
Знакомить
с названиями ближайших улиц и расположением школы; учить детей свободно
ориентироваться в своем комплексе. Закреплять знания детей о правилах
дорожного движения и поведения на улицах.
|
Коллективная
работа по образовательной области «Художественное творчество» - «Мой
путь в школу». пешая экскурсия в
МБУСОШ №55.
|
СОДЕРЖАНИЕ
ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА
Говоря
о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто
встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных
привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение
человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед
проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить
дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может
появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные
детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным,
систематическим практическим повторением.
Если
ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то
останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса,
вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет
привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных
привычек для них явление жизненно необходимое, по другому это называется – навыки
безопасного поведения на дороге.
Чтобы
выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей
части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам
дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.
Так, в первой младшей группе детей учат
различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и
зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал
запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала
светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный –
зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо
стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так
закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на
зелёный сигнал светофора.
Во второй младшей группе дети
продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и
легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами,
троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением
машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что
транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка
«видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как
предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные
иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие
предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А
затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих
обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.
Рассказывая
о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с
правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя
полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном
транспорте должно стать привычкой.
В средней группе, закрепляя понятия
«тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей,
отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны).
Новым для них
будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться
находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить
детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе
к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части,
внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо,
при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины
дороги – справа).
И в средней группе, и далее в старшей группе необходимо во
время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей
части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке
обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен
подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него,
внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо,
убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до
середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа.
Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на
пешеходном переходе должно стать привычкой.
В старшей, затем в подготовительной группе дети
должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения
направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их
выполнять.
Знания и умения, которыми может овладеть
ребенок к концу учебного
года
2 младшая группа:
-
различает проезжую часть дороги, тротуар;
-
понимает значение зеленого, желтого, красного сигналов светофора;
-
различает виды транспортных средств: грузовые и легковые автомобили, маршрутные
транспортные средства (автобусы, троллейбусы, трамваи);
-
умеет правильно вести себя в общественном транспорте.
Средняя группа:
-
чётко представляет, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов
и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий
сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает
движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал;
-
может объяснить, что такое «тротуар» и «проезжая часть», «пешеходный переход»,
«перекресток» (показать на иллюстрациях в книгах, на макете);
-
сформирован навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны;
-
знает некоторые дорожные знаки и их назначение.
Старшая группа:
-
свободно ориентируется в помещении и на участке детского сада;
-
имеет представление о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном;
-
знает некоторые дорожные знаки и их назначение (информационно-указательные –
«Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса
и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки –
«Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;
предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки
приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница»,
«Телефон», «Пункт питания»);
-
имеет чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на
сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
Подготовительная группа:
-
пользуется планом помещения детского сада, участка, близлежащих улиц;
-
соблюдает правила дорожного движения и техники безопасности;
-
знает дорожные знаки и их назначение.
Использование
возможностей развивающей среды
Содержание
уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться
содержание занятий по изучению правил дорожного движения с той ил иной
возрастной категорией детей.
Так, в первой младшей группе дети знакомятся с
транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным
транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать
красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
Набор транспортных средств
Иллюстрации с изображением транспортных средств
Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
Набор транспортных средств
Иллюстрации с изображением транспортных средств
Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
Дидактические
игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
Во второй младшей группе дети продолжают работу
по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в
общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный
цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к
предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей
группы, следует добавить:
- Картинки для игры
на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же
картинку».
- Простейший макет
улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть.
- Макет
транспортного светофора (плоскостной).
Для ребят средней группы новым будет разговор о
пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и
проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда
загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для
водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда
загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для
пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения
обязательно должен быть:
Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки.
Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки.
Дидактические
игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
На макете улицы
необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе ребята узнают о дорожном
движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими
большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно,
в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
Также, необходим
набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как:
информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный
переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки
– «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на
велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка»,
«Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»;
знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие
знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках
для творческих, ролевых игр.
Дидактические
игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?»,
«Перекрёсток», «Наша улица»
Кроме того, для
детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит в уголке БДД
должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?»,
атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В подготовительной группе ребята встречаются с
проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»),
знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание
уголка более усложняется:
Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер)
Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.
Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер)
Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.
Во всех группах хорошо иметь фланелеграф – для
моделирования ситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным
темам.
Обучение правилам дорожного движения,
воспитание культуры поведения на улице мы проводим в соответствии с реализацией
программных требований в комплексе всего образовательного процесса, не допуская
перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и
настроение воспитанников.
Такая работа требует от воспитателя четкого
отбора необходимого наглядного и
игрового материала.
В детском саду мы также оборудовали специальную комнату по
обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. В комнате
разместили макеты домов, транспорт, дорожные знаки, настольные игры,
художественную литературу, действующий макет части города Тулы. На макете в
миниатюре представлена улица Октябрьская. Используя макет мы знакомим детей с
темами «Улица Октябрьская», «Пешеходы на улице», «Транспорт, светофор» и т.д.
Во время проведения игр расширяются
представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные
навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е. все
качества, которые необходимы для предупреждения опасностей.
Оборудование площадки
Дорогу вокруг здания на территории детского
сада мы рассматриваем как «проезжая часть», на ней наносится разметка –
разделительная полоса, напротив прогулочных веранд наносится разметка «зебра». Дети, используя данные условия, упражняются в
соблюдении правил дорожного движения: учатся ходить по тротуару, переходить на
свой участок по пешеходному переходу. По «дороге с разделительной полосой» дети
могут ездить на велосипедах, самокатах, соблюдая левую и правую стороны
движения, сигналы светофора.
На территории детского сада мы создали
специальную автоплощадку, которая включают 4-сторонний перекресток со
светофором, разметкой пешеходных переходов и пространства для кругового
движения детского транспорта.
Для развития сюжетно-ролевых игр мы выносим
на площадку (участки) макеты автомобиля, автобуса, трамвая. Общий вид площадки
улучшает установка «городской застройки» - легких домиков (сделанных из
коробок).
Вся разметка, установка дорожных знаков и
другой дорожной атрибутики производится совместно с инспектором ГИБДД; активно
помогают родители и школьники – инспекторы ЮИД.
Экскурсии
Необходимо проводить с детьми экскурсии за
пределами территории детского сада. Целью экскурсии может быть как ознакомление
с улицей, перекрестком, дорожными знаками и т.д., так и наблюдение за
пешеходами, за движением разных видов транспорта. Во время проведения экскурсии
воспитатель рассказывает детям (на наглядном примере), как следует переходить
дорогу, закрепляет представления детей о предназначении светофора и его
сигналах, объясняет, что означает тот или иной дорожный знак. Воспитатель
совместно с детьми наблюдает, анализирует и обсуждает поведение людей на улице.
Экскурсия должна проводится с
соблюдением всех требований и инструкций по охране жизни и здоровья детей (см.
Приложение №2), а также с письменного разрешения родителей.
Например, можно провести экскурсию вокруг
детского сада с последующим коллективным составлением плана дороги. На плане
отмечаются «опасные» места (яма, люк, лужа и т.д.).
Можно дать задание – дома с родителями
составить подобный индивидуальный план дороги от дома (остановки) к детскому
саду.
Взаимодействие с
семьей
Реальный
опыт ребенка на улице связан с тем, где живут его родители, какими видами
транспорта они пользуются, далеко ли от дома его детский сад и как
он до него добирается. Поведение ребенка формируется под
воздействием поведения взрослых. Поскольку чаще всего он переходит дорогу
вместе с родителями, то взаимодействие детского сада с семьей в вопросах
воспитания, предусмотрительного отношения к транспорту является
первостепенным. Важно объяснить родителям, что ребенок должен не просто
бояться получить травму или пугаться машин, а понимать, что и по его вине
могут возникнуть аварии и пострадать другие люди. Взрослые должны, общаясь с
ребенком на улице постоянно объяснять свое поведение при переходе
улицы, при пользовании личным и общественным транспортом.
Разыгрывая ситуации с машинками, поездами, куклами, планами улиц и т.п. дети могут уже в дошкольном возрасте понять, как устроены, правила взаимодействия участников дорожного движения. Смотреть на идущих и стоящих людей с точки зрения водителя транспортного средства, катаясь на коньках, роликовых коньках, лыжах, санках, самокатах, велосипедах дети могут приобрести опыт передвижения с разной скоростью, почувствовать, что значит, столкнуться с препятствием на большой скорости.
Все это должны знать и родители.
В ходе совместной деятельности воспитатель знакомит родителей с работой, которую проводят в группе, (показ открытых занятий, развлечений и досугов) рассказывает об успехах детей в освоении правил поведения на улице, на транспорте и вблизи дорог, об экскурсиях. Во всех группах оформлены папки передвижки, стенды, ширмы по данной проблеме.
Знания закрепляются в ходе досугов и встреч, в которых участвуют и родители, также устраиваются соревнования семейными командами.
Разыгрывая ситуации с машинками, поездами, куклами, планами улиц и т.п. дети могут уже в дошкольном возрасте понять, как устроены, правила взаимодействия участников дорожного движения. Смотреть на идущих и стоящих людей с точки зрения водителя транспортного средства, катаясь на коньках, роликовых коньках, лыжах, санках, самокатах, велосипедах дети могут приобрести опыт передвижения с разной скоростью, почувствовать, что значит, столкнуться с препятствием на большой скорости.
Все это должны знать и родители.
В ходе совместной деятельности воспитатель знакомит родителей с работой, которую проводят в группе, (показ открытых занятий, развлечений и досугов) рассказывает об успехах детей в освоении правил поведения на улице, на транспорте и вблизи дорог, об экскурсиях. Во всех группах оформлены папки передвижки, стенды, ширмы по данной проблеме.
Знания закрепляются в ходе досугов и встреч, в которых участвуют и родители, также устраиваются соревнования семейными командами.
Содержание уголков для родителей
по изучению правил дорожного движения
по изучению правил дорожного движения
Основная цель создания уголка безопасности дорожного
движения – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в
вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий
зависит насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на
дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего
стиля» перехода проезжей части.
Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать
родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке
дорог. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить
ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему
дети чувствуют себя на дороге некомфортно.
Уголок может быть оформлен так:
1.Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной
площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).
2.Набор составных частей, каждая из которых
предназначена для размещения отдельной информации
3.Книжка-раскладушка
Для привлечения внимания родителей при оформлении
уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги,
например:
«Цена спешки –
жизнь вашего ребёнка»
«Внимание – мы
ваши дети!»
«Ребёнок имеет
право жить!»
«Глупо экономить
своё время, за счёт жизни ребёнка»
Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения
детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:
1.Информацию о состоянии дорожно-транспортного
травматизма в городе
2.Причины дорожно-транспортных происшествий с участием
детей
3.Рекомендации родителям по вопросам обучения детей
безопасному поведению на дороге.
4.Перечень и описание игр, направленных на закрепление у
детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения
5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в
детский сад и обратно с родителями
Жизнь, здоровье и безопасность дошкольника
полностью зависят от окружающих его взрослых.
Наша задача в первую очередь собственным
примером научить малыша.
Только совместными усилиями педагогов ДОУ и
родителей могут быть созданы условия для ознакомления детей с правилами
безопасности. Здесь требуется систематическая и кропотливая работа.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Анастюкова Л.П.
Жизнь без опасностей. – М., 1996.
2. Андросова В. Дошкольникам о правилах безопасности на улице. // Дошкольное воспитание, №3, 1981.
2. Андросова В. Дошкольникам о правилах безопасности на улице. // Дошкольное воспитание, №3, 1981.
3. Артемова Л.В.
Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.
4. Асташкина. Дошкольникам о Правилах дорожного движения. // Дошкольное воспитание, №4, 1993.
4. Асташкина. Дошкольникам о Правилах дорожного движения. // Дошкольное воспитание, №4, 1993.
5.
Беляев Б. Ребенок
у дороги. – «За рулем». – 2002. №7.
6. Васильева Ц. Учим
правила безопасности // Дошкольное воспитание, №2, 1980.
7.
Волков С.Ю. Про
правила дорожного движения. М., 2006.
8. Григорович Л.
Опасные ситуации в жизни детей // Дошкольно воспитание, №6, 1985, №7, 1986, №7,
№9, 1987.
9. Добрая дорога
детства: Науч.-метод. Журнал 2011 – 2012.
10. Саулина Т.Ф. Три
сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения:
Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
11. Старцева О.Ю.
Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. –
М., 2008.
12. Примерная
основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2010
г.
14. Пантелеев Г.Н.
Эстетика участка дошкольного учреждения. – М.: Просвещение. 1988.
15. Три сигнала
светофора. Из опыта работы дошкольных учреждений – дидактические игры, сценарии
вечеров развлечений, литературный материал / Составитель Саулина Т.Ф. – М.:
Просвещение. 1989.
16. Серия «Мир в
картинках». Автомобильный транспорт: Наглядно-дидактическое пособие. – М.:
Мозаика-Синтез, 2005-2011.
17. Хромцова Т.Г.
Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие. М.,
2007
Комментариев нет:
Отправить комментарий