Конспект "Правила и безопасность дорожного движения"


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №168-
детский сад комбинированного вида





Конспект непосредственно организованной
образовательной  деятельности  
в  рамках базовой образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» 
на тему: 
«Правила и безопасность дорожного движения»





Авторы:
ст. воспитатель Соловьева Н.А.
воспитатель Дремина А.В.



Тула 2013г.



Программное содержание:
1. Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения:
 - вспомнить известные дорожные знаки – «Остановка общественного транспорта»; «Осторожно дети» «Въезд запрещен», «Пешеходный переход», части дороги;
- познакомить с новыми знаками: «Жилая зона» и «Конец жилой зоны»)
2. Формировать сознательное отношение к соблюдению правил поведения в общественном транспорте и на улицах города.
3. Развивать логическое мышление, внимание и речь.
Обогащение и активизация словаря:
Пешеход, тротуар, проезжая часть,  переход «Зебра»,  дорожные знаки: «Остановка общественного транспорта»; «Осторожно дети» «Въезд запрещен», «Пешеходный переход» «Жилая зона», «Конец жилой зоны»

Оборудование для занятия
1. Мультимедийная установка (презентация «Правила и безопасность дорожного движения»).
2.Плоскостной макет улицы города.
3. Оборудование для макета:  проезжая часть, тротуар, дома, грузовые, легковые автомобили, пожарная машина, светофор, полоски для перехода «Зебра», силуэты человечков, наиболее распространенные  дорожные знаки («Проезд запрещен», «Осторожно дети», «Переход»).

Ход образовательной деятельности 

Слайды 2- 5
Ребята, сегодня к нам в гости пришел Светофорик. Он принес нам много интересных слайдов. Посмотрите, что на них изображено? (ответы детей) Улицы города, движущийся по ним транспорт, пешеходы, идущие по тротуару, переходящие улицу ит.д.
- Правильно, здесь вы видите улицы города.
- Мы с вами живём в большом городе. Как он называется? (правильно, Тула)
- В нём проживает много людей. По улицам ездит много машин. Для того чтобы в большом городе люди и машины не мешали друг другу, придуманы специальные правила. Они называются правилами дорожного движения. О них мы сегодня поговорим.
Слайды 6-9
Воспитатель: «Давайте мы сегодня совершим путешествие в далёкое прошлое, в те времена, когда и города нашего не было. Вы знаете, что  было в древности на том месте, где  сейчас расположился город Тула? Правильно, на этом месте стояли в основном  леса. Среди них люди строили деревни, засевали поля.
- Машин тогда вовсе не было, люди ходили пешком или ездили на лошадях - верхом или в повозке.
- Как выдумаете, нужны тогда были правила дорожного движения?
- А когда повозок, телег и карет стало больше и стало им тесно на дорогах, тогда люди и задумались: как же сделать так, чтобы все  ехали и шли друг другу, не мешая, чтобы пешеходы не попадали под копыта и колёса, чтобы телеги не сталкивались с каретами. Вот тогда  и стали придумывать правила движения по дорогам.
Слайды 10- 11
Сейчас  в нашем городе всё движение - и людей,  и транспорта подчинено строгим правилам.
- Мы с вами тоже участники дорожного движения. Как мы участвуем в дорожном движении?
(ответы детей)
- Мы можем переходить через проезжую часть, идти по улице. Если мы по улице идём пешком - значит мы пешеходы. Мы можем ехать в автобусе, троллейбусе, машине. Значит мы – пассажиры городского транспорта.
- Что же получается? Мы с вами должны знать правила для пешеходов и правила для пассажиров городского транспорта.
Слайд 12
- Давайте, ребята, попробуем смоделировать улицу, которая была бы удобна для всех - и для пешеходов, и для транспорта. Посмотрите внимательно на слайд.
А теперь дети подойдите к столу, на нем лежат отдельные элементы нашего макета.
- Что такое улица? (ответы детей)
Это дорога, вдоль которой стоят дома
- Я вам предлагаю сделать дорогу. На какие две части делится дорога? (ответы детей)
Представьте, что вы уже выросли, стали взрослыми и научились водить машину. Вы сели за руль машины кто-то легковой, кто-то грузовой, кто-то автобуса или троллейбуса.
Чтобы улица, была удобна для движения - какой она должна быть? Кто изобразит это на коврографе? (воспитатель приглашает 2-3 детей, спрашивает, каким транспортом они управляют)
- Где по улице движется транспорт? (по проезжей части)
- Какая должна быть проезжая часть, чтобы на ней хватило места и легковым машинам, и грузовикам, и автобусам с троллейбусами?
Кроме транспорта по улице ходят пешеходы. Вы вышли из своих машин, пошли пешком и превратились в пешеходов. Как называется та часть улицы,
которая  предназначена для пешеходов? Кто сделает тротуар на нашей улице?
-Мы забыли про дома, в которых живут все наши пешеходы и водители. Давайте их изобразим. Чего ещё не хватает на нашей улице? Между дорогой и домами мы посадим деревья. Как вы думаете зачем?  (Чтобы загрязненный воздух с улиц не попадал в наши дома. Деревья очищают воздух.  Деревья и клумбы нужны нам во дворах и скверах). Дети по желанию могут добавить к модели детский сад, школу, парк, пруд и т.д.

- Наша улица готова. Сначала прогуляемся по ней пешком, будем…(сделав паузу, побуждает детей к ответу) пешеходами.
Кто покажет, как правильно переходить через дорогу?
- Некоторые правила пешеходов вы знаете.
Беседуя с детьми, воспитатель напоминает им основные правила перехода проезжей части:
1.Без взрослых на дорогу выходить нельзя. Идёшь с взрослым за руку – не вырывайся, не сходи с тротуара.
2.Переходить дорогу можно по наземному переходу на зелёный сигнал светофора, либо по подземному переходу.
3.Прежде чем переходить улицу по регулируемому переходу, посмотри на светофор: «Коль    зелёный цвет горит,  значит, путь тебе открыт».
4.Проезжая часть предназначена только для машин.
- А теперь ребята, я предлагаю вам поиграть
(Игра красный, желтый, зеленый)
Наши ребята идут в детский сад
наши ребята очень спешат.
Хоть у вас терпенья нет
подождите - красный свет.
Желтый свет впереди
приготовьтесь в путь идти
Свет зеленый на пути
вот теперь переходи.
Молодцы, ребята! Проходите на свои места.
Давайте представим себя пассажирами городского транспорта...
Какой вы знаете общественный транспорт?
(ответы детей)
А вы знаете, где нужно ожидать городской транспорт - автобусы, троллейбусы, трамваи? (ответы детей) (слайд 13)
Правильно!  На специальных остановках пассажирского транспорта, помеченные знаками.
Кто из вас расскажет, как надо себя вести в общественном транспорте?
А) войти в  транспорт спокойно, не  отталкивать других пассажиров.
 (слайд 14)
Б) в салоне автобуса, троллейбуса не бегать, не играть, мешая другим; нельзя высовываться из окон, высовывать руки или какие-нибудь предметы.
(слайд 15)
В) если есть свободное место, сесть или усадить  маму и сесть к ней на колени.
Г) если нет свободного места, необходимо удобно и устойчиво в статьи крепко держаться за поручень.
(слайд 16)
И так, мы с вами узнали, как надо вести себя в общественном транспорте.

А теперь, ребята, посмотрите на этот знак – знаете ли вы его? (ответы детей). (слайд 17)
Это знак называется - жилая зона.  Его  устанавливают во дворах, парках, скверах, на детских площадках. Здесь вы можете совершенно спокойно играть, не боясь, автомобилей.
И сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Мы с вами будем отгадывать кроссворд. Чтобы его решить надо отгадать загадки по правилам дорожного движения.
(слайд 18)
Кроссворд - загадки.
1.Если ты спешишь в пути через улицу пройти
Там иди, где весь народ, там, где знак есть
                                                                        (переход)
2.Ты твёрдо должен знать всегда:
Для машин есть мостовая, для прохожих … (тротуар)
3.Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома                
                                                                       (трамвай)
4. Три моих волшебных глаза управляют всеми сразу
Я моргну - пойдут машины. 
Встанут женщины, мужчины.
Отвечайте вместе хором. Как зовусь я? (светофором)
5.Выходя на улицу, приготовь заранее
Вежливость и сдержанность
А главное…(внимание)
6. В два ряда стоят дома
Десять, двадцать, сто подряд
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят  (улица)
7. Дом по улице идёт, на работу всех ведёт
Носит обувь из резины и питается бензином 
                                                       (автобус).

Светофорчик, говорит вам молодцы ребята! (слайд 20)

Ребята мы с вами очень внимательно смотрели на экран, ваши глаза немного устали, поэтому я предлагаю сыграть еще в одну игру, только глазками. Повторяйте за мной.

Гимнастика для глаз.
По городу мчатся с утра и до ночи
Машины всех марок, красивые очень.
(Выполняют круговые движения глазами)
Поедут направо, налево, кругом-
(выполняют движения глазами влево, вправо.)
Свободны машины и ночью, и днем.
(хлопают глазами)

-Мы сегодня с вами вспомнили правила дорожного движения. Вы их хорошо знаете. Теперь самое главное для вас -  применять их всегда, когда выходите на улицу, показывая всем пример хорошего, осторожного и внимательного участника дорожного движения.




1 комментарий:

  1. Анастасия,спасибо вам большое за познавательный конспект. Интересный материал.

    ОтветитьУдалить